Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Гостевая О себе
Новости

Почему бесполезно изучать ВНД

Образ любимой

Мне рассказывали, как на заре массового проникновения компьютеров в научную жизнь в Институте проблем передачи информации (ИППИ) поставили своеобразный эксперимент. Машины были еще слабосильные, малопамятные и медленные, и проблема распознавания образов считалась сложнейшей и едва ли достижимой в обозримом будущем. Затея состояла в том, чтобы научить компьютер распознавать кошку, и по анализу программы, которую экспериментаторы сами и писали на языке высокого уровня, вроде Basic, попытаться понять, как эту кошку распознаем мы сами. Имелось в виду, что человеческие мозг умеет выделить какие-то характеристические черты образа кошки, которые не позволяют перепутать ее с собакой.

Работа, по упомянутым выше причинам, шла трудно, но сначала комп научился распознавать формализованное изображение, а потом и реальное. Беда в том, что постоянно уточнявшуюся и усложнявшуюся программу распознавания проанализировать не удалось – она стала слишком сложной, логика пропала из виду, если она и была там исходно. Еще один эксперимент провалился…

Же не манж па сис жур…

Еще в студенчестве – где-то на втором или третьем курсе занимавшийся с нами сотрудник ИППИ рассказал о задаче про автоматы, которые едят. Эксперимент состоял в том, что на черных полях шахматной доски располагались автоматы, которые «умели» распознавать количество «пищи», а на белых – эта самая пища в разных условных количествах. Автомат из, максимум, четырех доступных, был способен выбрать поле с наибольшим количеством условных единиц «корма». Введение автомату «второго уровня рефлексии» позволяло ему просчитать на 1 ход поведение других автоматов и выбрать оптимальный вариант – например, поле с 3 единицами «корма», к которому имел доступ он один, а не с 5-ю, куда могли попасть еще три конкурента. Уровень рефлексии у автоматов в эксперименте повышался до способности «просчитывать поведение конкурентов» на 8 - 9 ходов.

Очень забавный результат получился в эксперименте, когда на «шахматной доске» присутствовали автоматы с разным уровнем рефлексии. Лучше всех питались «середнячки» с 4 – 6-м уровнем, дальше шли «тупые» - с 1 – 2-м, а последними оказались интеллектуалы с 8 – 9-м, которые считали окружающих умнее, чем они были на самом деле, и каждый раз выбирали гарантированный минимум… Ничего не напоминает?

Привходящие обстоятельства

Весной 67-го я отправился на День открытых дверей на Биофак – впервые посетил место, где хотел учиться и впоследствии проучился таки пять лет. Шел на кафедру физиологии, но после общей части в Большой Биологической аудитории дал себя увлечь и забрел на кафедру ВНД. Там, как выяснилось в ходе последующей учебы на факультете, мы оказались в лаборатории Тушмаловой, которая рассказала, что планарии, которых накормили другими планариями, которые перед тем научились проходить лабиринт в поисках корма, решают эту задачу лучше, чем те, которых кормили чем-нибудь не таким интеллектуальным…

Учиться я все-таки пошел на кафедру физиологии человека и животных, где таким каннибализмом не занимались…

***

Hosted by uCoz