Сайт Юрия Борисовича Шмуклера
О себе Эмбриофизиология ЦСКА Из дальних странствий воротясь Семейные обстоятельства Бреды и анекдоты О времени Старый сайт
Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Здесь будут появляться наши записки путешественников. Впечатления от прежних путешествий можно найти здесь.

Блог

Facebook

Путь на Чиово

С возрастом все более начало отпуска психологически ассоциируется с периодом покоя – никуда не ехать, ничего не делать, только тихо расслабляться и стараться получить от того максимум удовольствия. Но вы же понимаете, что с моей женой это невозможно. Поэтому начало осеннего кусочка отпуска было ознаменовано настолько ранним подъемом, что мы, вопреки собственному обыкновению опаздывать с выездом из дому на полчаса, без четверти пять утра уже подкатывали к милицейскому пикету на въезде на МКАД.
Как-то на этот раз у нас обошлось без суровых баталий из-за того, кто будет вести машину раньше, а кто – позже, и мы, досыпая по очереди, рулили по 200 км, не успевая слишком перетрудиться. Кстати, это был дебют на длинной дистанции нашей новой машины – Киа Сид, нареченной нами Цилей.

Без особых происшествий и приключений мы миновали русско-белорусскую границу, а там, зная суровые нравы местной дорожной полиции, использовали новоприобретенную опцию – круиз-контроль. Скорость установили 120 км/час, и на пустой трассе Е30 от нас требовалось только не срулить с дороги в кювет. Вообще дело семимильными шагами движется к тому, что водителю в машине делать будет нечего. Дочки-Машкино новое авто, мало что держит скорость, оно еще и отслеживает дистанцию до впередиидущего автомобиля и подруливает на поворотах.

Единственным неудобством дороги было то, что жена категорически отказалась останавливаться на обед, что совершенно необходимо для адекватного кровоснабжения моего мозга. Привала я был лишен в предвидении проблем на польской границе. На этот раз мы сделали все, чтобы стражи аванпоста европейской цивилизации не промариновали нас, как в прошлый раз, три часа. Мы выбрали погранпереход Паграничнае – Бобровники, будний день, высокий сезон отпусков миновал. Первая часть перехода между мирами Путина-Лукашенко и Качиньского-Дуды прошла молниеносно – за 3 минуты по часам. Перед нами поднялся шлагбаум в другой мир…
И, едва миновав край державы Бацьки, мы уткнулись в унылый хвост машин, которые даже нейтральную полосу не преодолели… У меня сложилось даже не предположение, а убеждение, что у польских пограничников иже таможенников имеет место профсоюзное собрание и торжественная месса нон-стоп. Или они занимаются сознательным саботажем. Судите сами: процедуры при пересечении госграницы всем хорошо известны, когда окошечко польской пограничницы открылось, она все эти действия совершила у нас на глазах, и они заняли времени столько же, сколько у ее белорусского контрагента, ну, плюс, параноидальная забота о том, чтобы из России, упаси бог, не ввезли мясо и сыр – как будто у нас других забот и средств подорвать могущество Европы нет… Что же они делали за своим окошечком, когда она было закрыто? Зачем после пограничницы ровно те же вопросы про мясо и сыр плюс водка и сигареты задавала через пару минут таможенница? Зачем ей было знать, сколько бензина у меня в баке?
Вся эта процедура у польских стражей границы Европы заняла 63 минуты, то есть они в 21 раз менее эффективны, чем белорусские, хотя режим Лукашенко к слишком либеральным никак не отнесешь. Ой, чудится мне, дело тут не в обороне европейских ценностей, а в вековой ненависти дорогих польских соседей, хорошенько подогретой религиозно-качиньским фанатизмом, попахивающим средневековьем, плюс наше отечественное хамство и медвежья грация в международных делах.
При всем том, погранпункт Бобровники все же куда более практичен, чем, спаси господь, Брест/Тересполь или Домачево/Славатыче.
От границы до места ночлега в Рогожне мы опять не успели доехать засветло, потому что началась жуткая гроза, и стемнело раньше положенного, но все же финишировали около 8 вечера, проехав за ходовой день 1191 км. В уже знакомой нам по весеннему путешествию ночлежке было весело – гуляла обширная и голосистая компания, что нам не особенно помешало, потому что устали, как черти, и заснули, лишь только коснулись головами подушек.
Старт утром в направлении Вены был несколько осложнен тем, что по всему первом этажу на всех пригодных для этого горизонтальных поверхностях были разложены вчерашние голосистые гости, и сготовить себе завтрак, никого не побеспокоив, было затруднительно. Все же, слегка подъев, мы опять около 5 утра по Москве, двинулись по темным пустынным дорогам в путь.
Трасса от Белостока на юго-запад Польши, по которой мы двинулись, на этот раз оказалась бесплатной, но 130 по ней можно было давать без проблем. Затем, по миновании чешской границы, пришлось остановиться, чтобы купить «виньетку» за 18 евро, дающую право месяц ездить по чешским дорогам, а вскоре – тут Чехия совсем тоненькая – то же самое сделать на австрийской границе. На этот раз раскошелились на 10 евро в один конец.

Несмотря на все эти остановки, мы еще к середине дня одолели дистанцию около 800 км и причалили на паркинге в Вене, на котором за сутки берут 3.60 евро – очень гуманно. Правда, до дома нашей подруги пришлось ехать на метро с пересадкой, но мы еще успели до вечера погулять по центру города (кстати, увидели великолепный поздне-готический шпиль Собора св. Стефана, который был затянут на реставрацию во время нашего прошлого приезда в 2008 г.) и отведать мой любимый венский шницель и замечательный венский кофе в ресторане Pürstner. За те 11 лет, что мы отсутствовали в столице Австрии, ни то, ни другое хуже не стало.

 

Утром с первым поездом метро мы вернулись к своей машине и двинулись на завершающий этап маршрута к Трогиру на юге Хорватии. Однако на пути у нас возник приграничный австрийский город Грац, который мне вдруг приспичило посмотреть. Это вообще большой наш дефект – мы ставим себе цель куда-то добраться, и мчимся, не вглядываясь в мелкие подробности на обочинах наших дорог. Иногда мне удается себя (и Таньку) несколько обуздать и притормозить. Так родился экспромт с рывком даже несколько в сторону от маршрута – в Люксембург при возвращении из Эльзаса этой весной, а нынче – вот… Причем началось все очень плохо, и я успел пожалеть о своей затее, оказавшись в длинной плотной, совершенно московской пробке на въезде в город. И первые кварталы Граца тоже не обещали особого вознаграждения за то, что мы своротили с магистрального пути. Однако потом…
Нет, в Граце нет столь обожаемых Танькой и ценимых мной шедевров средневековой архитектуры, но улицы оказались переполнены удивительно красивыми и разнообразными по стилю домами, каждый из которых можно было рассматривать как произведение искусства, а кое-где даже проступают следы Римской империи. К тому же это очень уютный город со множеством столиков кафе, где мы позавтракали, и даже с гамаками и пуфами для расслабления на главной площади. Цена за парковку была вполне пролетарской, и это нас не ограничивало, а последний участок пути казался не слишком длинным, и мы не особо торопились. Я еще получил дополнительный бонус, поскольку Грац оказался культурным городом, и в лавочке обнаружился значок с его гербом.

Из дальних странствий воротясь


Из дальних странствий воротясь

 

Выскочить из Граца оказалось намного легче, чем в него вскочить, и вот на дорогах пошли указатели сначала на Марбург, а потом – через дробь – на Марбург/Марибор. Забавно, что по ту сторону австрийско-словенской границы надписи через дробь гласили Градец/Грац, и я, спустя много лет после того, как услышал этот термин впервые, понял смысл понятия «Градишка Словения» - кусок Австрии, населенный словенцами, которые в 70-е годы ХХ века активно склочничали с австрийским правительством из-за разных прав меньшинств.
Поскольку Словения за пользование своими скоростными магистралями заламывает сумасшедшие 30 евро, мы решили не доставлять ей такой радости и проложили маршрут по бесплатным дорогам. В результате путь сильно затянулся по времени, но все же мы увидели нечто большее, чем звукоотражающие заборы на обочинах магистрали, - горы, долины, аккуратные по-немецки (!) деревушки с церковками и черепичными крышами, ярко-оранжевыми на солнце, а посреди пути, когда стало подводить от голода желудки, остановились в придорожной корчме и титанически пообедали огромным количеством мяса по ненормально низким ценам – 15 евро на двоих – у очень доброжелательной тетеньки. Таких цен нам дальше не встречалось…
 

Навигатор привел нас на погранпункт между Словенией и Хорватией на задворках какой-то деревни в чистом поле. И тут случился облом: оказалось, что тут пропускают только граждан ЕС и, соответственно, Хорватии, а нам надо ехать на «большой погранпункт», как выразился словенский полицейский, в 7 километрах оттуда. У меня сложилось впечатление, что российский паспорт он видит впервые, поскольку сначала он спросил – не сербский ли он. То, что машина с российскими номерами и там, и на «большом погранпункте» - первая либо в истории, либо за очень долгий срок, – можно не сомневаться, пока мы ждали, когда шлепнут штамп в паспорте, словенец назадавал кучу вопросов – откуда мы, и почему я говорю на сербо-хорватском…
Мы чуть на нарушили пограничный порядок, поскольку, получив паспорта от словенцев, решительно двинули вперед, а, оказывается, хорваты присоседились к словенскому погранпункту непосредственно, и, получив документы от словенцев, их надо было сразу же отдать сопредельным хорватам. Когда закончилась и эта часть формальностей, мы, наконец, дали по газам и метрах в ста от границы миновали брошенный хорватами их отдельный погранпункт. Довольно мудро – и время на границе экономится, и потрепаться с соседями можно…
Первый отрезок платной дороги по Хорватии был недолог и обошелся нам всего в полтора евро, а вот потом мы встали на трассу и съехали с нее уже перед самым финишем, что обошлось уже в 22 евро – почти столько, сколько мы сэкономили на дорогах Словении, но лишь в один конец. Правда, эта цена, вероятно, не была слишком высокой: дорога шла напрямик через горы с огромным числом длиннющих тоннелей, так что сэкономила часа три времени.
Оставалась сущая ерунда до забронированных нами апартаментов, когда Танька нервно заметила, что заряд телефона, служившего навигатором, кончается, а она не может найти аккумулятор, приобретенный как раз на этот случай. Я напрягся, потому что немного себе представляю структуру кварталов адриатических городов и понимаю, что без навигатора и/или поллитры там не разберешься. Последние километры уже в темноте я вел машину, матерясь сквозь зубы, что мы не уследили за зарядом навигатора и сумели где-то посеять аккумулятор. Уже перед самой кончиной навигатор успел сказать «поверните направо, а потом налево» и сдох, а мы оказались на темной безлюдной улице, совершенно не представляя себе, что делать дальше, потому что мы даже позвонить хозяйке и сориентироваться с ее помощью не могли.
Свет не без добрых людей: как раз перед тем, как мы успели впасть в отчаяние, из темноты на пустынной улице рядом с нами возник мотоциклист – молодой парень с добрым лицом, он, конечно, немедленно проникся симпатией к моей жене, слез со своего железного коня, повел ее куда-то вглубь квартала, куда бы мы не сунулись нипочем, потом вернулся ко мне один и просемафорил, куда мне сворачивать. По трезвом размышлении ясно, что без поводыря мы бы наш дом не нашли никогда. А, когда встреченные хозяйкой, мы оказались в ярко освещенной комнате, первое, что Танька увидела, открыв свою сумку, был аккумулятор – на первом плане, и как его можно было не разглядеть в дороге, понять невозможно…