Публикация материалов сайта без ссылки на источник запрещена
Гостевая О себе
Новости

Репортаж с женой на шее

(часть 3)

Принц Евгений, славный рыцарь…

Следующий, последний венский, день я выговорил на осмотр музеев Бельведера, рассчитывая, что на это уйдет весь день, и мои усталые копытца немного передохнут, медленно перемещаясь по залам. В начале все было по-честному, мы потопали к комплексу по Шварценберг-плац, нашли дырочку входа, раскошелились на 14 евро и проникли внутрь.

Еще ранневесенний парк с еще не включенными фонтанами, недопосаженными клумбами под солнышком все равно радовал глаз – прямо посреди города такой «мини-Версаль» (или «мини-Петергоф», кому что ближе), принадлежавший принцу Евгению Савойскому, самому талантливому полководцу империи.

В основном здании нижнего Бельведера оказалась выставка Оскара Кокошки, который является одной из икон современной австрийской живописи, я со своими традиционалистскими вкусами не очень от этого творчества балдею, но посмотреть было интересно. У меня все время такое впечатление, что эти ребята, в основном, не хотели повторять своих предшественников и выпендривались, кто во что горазд. А когда забывались на минутку, у них получались вполне качественные картины, но так и до них рисовали. С музыкой еще хуже – там все мелодии написали Бах с Моцартом, а Бетховен с Чайковским подскребли остатки, вот и пишут всякие современные таланты музыку, в которой без консерваторского образования и поллитры впридачу не разобраться… Сочувствую…

А рядышком еще в одном корпусе нижнего Бельведера обнаружилась преинтереснейшая экспозиция – в ней были совмещены авангардные скульптуры и довольно старые. Новые на первый взгляд казались бессмысленным нагромождением мраморных блинов, однако, приглядевшись, я обнаружил, что они образуют забавные профили. И тут же – галерея необыкновенных бюстов с самыми отчаянными ужимками и гримасами. Оказалось – это экстремальное творчество не плод современного художника, а довольно старое – еще XVIII века. Во всяком случае, произвело весьма сильное и неожиданное впечатление.

Вышли на свежий воздух, а там – благодать! Солнце основательно припекает, народ в весьма облегченных туалетах расслабляется на скамейках. Мы тоже принялись разоблачаться, потому что, когда утром выбирались из отеля, было еще прохладно, и мы приоделись основательно, да еще память о «морозах» не выветрилась. В процессе раздевания мигрировали к находящемуся на другом конце парка Верхнему Бельведеру, где с нас опять содрали – на этот раз по 10 евро, хотя вроде бы это один и тот же комплекс. Это вполне смахивало на последовательную стрижку одного и того же барана два раза…

Верхний комплекс – более шикарный, а уж кабинет принца Евгения – это, вообще, «мой любимый» жанр – все стены в золоте, правда, музейщики признаются, что эта отделка была внесена уже после смерти принца, что делает честь его вкусу.

Верхний этаж занят коллекцией австрийских художников XIX века. Поразительно, попадаешь как будто в Третьяковку – вот вроде бы Брюллов, вот как будто Кипренский, Федотов, Щедрин, Лебедев, масса картин в манере, удивительно схожей с нашими передвижниками, а один из авторов, так просто копирует манеру Венецианова. От всего этого совершенно теряешь ориентацию во времени и пространстве – вроде  в Вену поехали – как же в Москве оказались?

Забавно, что неспешное переползание по залам вполне излечили мою коленку, а вот Танька притомилась – не ее темп. Поэтому она решила отыграться, и из Бельведера мы на рысях двинули в город, ориентируясь на громаду Карлскирхе. Миновать такую штуковину невозможно, но это самое развесистое барокко, какое только можно вообразить, да еще изнутри обезображенное лифтом и многоярусными лестницами, ведущими прямо в подкупольный барабан. Последние марши какие-то хлипковатые, шатающиеся под ногами, и надпись, что-то вроде «больше десяти не скапливаться», подбадривает. Мы, тем не менее, вскарабкались на самый верх – «и не хочется, да нельзя упускать такой случай»… Через забранные сетками стекла вид – не очень, но мы там отметились и поползли вниз.

В парке рядом с Карлскирхе и местной Бауманкой – техническим университетом – дети развлекались, поливая друг друга водой из местного фонтана, несмотря на то, что уже посвежело. Мы в этих играх решили не участвовать и отправились обедать в ближайшее кафе, которое располагалось в старом павильоне метро «Карлсплац», построенном, ну, конечно же, Вагнером, конечно же, в стиле модерн из металлоконструкций. По дороге к кафе миновали бюст некоего Ресслера – изобретателя воздушного пропеллера, который в родимой Австро-Венгрии никому нафиг оказался не нужен. Шницель и кофе – как всегда выше похвал, интересно, что под шницель на-ура идет пиво, к которому в обычном состоянии я равнодушен.

Из кафе тоже пришлось прибавленным аллюром двигать, потому что вечером нас ждало обязательное, с нашей точки зрения, посещение Musikverein, а наши венские друзья заранее объяснили, что здесь в концерт абы в чем не ходят, и наши джинсики и кроссовки предстояло сменить на цивильные наряды.

Танька в своем черном бархате была, как всегда, ослепительна и привлекла взоры аборигенов, а я в свом костюмчике оказался вполне пригоден, чтобы слиться с местностью. Действительно, в отличие от Москвы, здесь музыку ходят слушать, если не в вечерних туалетах, то, во всяком случае, не в спортивной одежде. Исключение представляет собой молодежь, которым выдают билетики «палубных без места», и они толпой стоят (а также сидят на полу) в партере сзади.

Помимо хрестоматийных венских вальсов и венской оперы, основным образом «венской музыки» в сознании, сформированным уже телевидением, стал Марш Радецкого. Под него нельзя маршировать, под него можно только гарцевать, и я так и вижу обмахиваемые хвостами виляющие конские зады под седлами императорских и королевских гусар… Нам, однако, опять же по совету друзей, удалось не попасться на удочку туристских шоу, обильно разрекламированных в Интернете и в местах скопления туристов. Там венскую музыку – Моцарта, Бетховена и Штрауса в одном флаконе -  дают в исполнении второсортных музыкантов, но зато в роскошных дворцах и за бешеные деньги. Венские аборигены на такое не ходят. А ходят они туда, где в одном из лучших по акустике залов мира музыку исполняют лучшие европейские музыканты. В этот раз Базельский камерный оркестр играл прекрасно составленную программу – Бетховена и его предшественников.

Зал Musikverein оказался выполненным в чисто венском стиле – весь в золоте, которое меня к тому времени уже изрядно достало. В остальном – все очень здорово, чувствуется, что сюда люди ходят регулярно, есть «своя» аудитория, весьма доброжелательная, часть ее располагается позади оркестра. Швейцарцы звучали очень неплохо, хотя в 5-й Бетховена мне показалось, что мощи, соответствующей этому произведению, камерникам не достает.

Вообще же, вся эта легендарная музыкальность австрийцев – отнюдь не легенда. Действительно, город переполнен всяческими музыкальными театрами, операми, оркестрами и концертными залами. Все это просто не может не сказываться на менталитете, и ту же картину можно приметить в Зальцбурге, где буквально в каждом мало-мальски пригодном зальчике играют Моцарта.

Вот в Зальцбург мы и отправились наутро на арендованном Ситроене. Из города вырвались легко (относительно Москвы), и оказались на автобане, ведущем на запад. К нашему удивлению качество его оказалось не на высоте – покрытие такое, что местами зубы просто дробь выбивают, и наши хайвеи вспоминаются с теплым чувством.

Дорога шла в гору, и наш «Ситро» с натугой развивал и 130 при полностью нажатой педали газа. Танька, которая провела кусок пути за рулем, потом жаловалась, что нога устала газ «прессовать». Миновали Санкт-Пельтен, потом поворот на Линц, и помчались к Зальцбургу.

Перед Зальцбургом я опять взгромоздился за руль, потому что из опыта известно, что в чужих городах я ориентируюсь побыстрее и чую стоянки издалека. Пошли указатели на цель нашего движения, но что-то они мне все не нравились, а потом я увидел табличку «Зальцбург – Центр», похвалил себя за выдержку и свернул. Сколько-то мы ехали по городу, пока не увидел я по традиции автостоянку и тормознул. Что-то дороговато нам показалось, но для начала надо было сориентироваться. Перешли дорогу, купили в киоске план города, а киоскерша любезно поставила крестик там, примерно, где мы находились.

Вообще-то, странное какое-то впечатление этот Зальцбург производил – как-то я ожидал вертикалей соборов, стен крепости, а тут – какой-то приземистый городок с дачного вида домиками, узенькие улицы с троллейбусом, тоскливая провинция, просто-таки Урюпинск какой-то… По карте кое-как определили стороны света (как позже выяснилось – неправильно) и решили пройти через местный госпиталь. Заведение оказалось большим – это внушало надежду, что и исторический центр тоже окажется немаленьким. Прошли госпиталь насквозь, а легендарных кирх и моцартовских мест все нет – какая-то гора и все такие же узенькие дачные улочки с редкими прохожими.

Так мы мотались на сравнительно небольшом пятачке города с час, и у меня все росло и крепло ощущение, что нас то ли крепко накололи с этим Зальцбургом, то ли кто-то упёр город… Поблуждав еще, мы оказались у какой-то дыры в горе, куда периодически сквозили машинки, стали искать это место на плане, а тут подошла какая-то фрау и ткнула в дыру пальцем: Старый город – там!

Оказалось, что Зальцбург никто не спёр, просто мы так хитро заехали и оказались за горой, которая все красоты от нас скрывала. Здоровенная гора, ни черта за ней не видать! Пролезли в дыру – тоннель, довольно длинный, и увидели, что ехали сюда не зря. Старый Зальцбург – это красиво!

Почему-то мы решили, что наша тачка чересчур далеко, и побежали к ней, чтобы перегнать поближе. Это было решение из серии «приключения на собственную задницу» - весь путь мы, уже не блуждая, прошли за 10 минут. Когда мы закатились в Старый город, оказалось, что парковаться практически негде, а найденная в конце концов стоянка – офигительно дорога. В конце концов мы приткнули тачку на огромной стоянке внутри горы, заплатив больше, чем в городе, и побежали смотреть город, потому что день уже к вечеру клонился, а нам еще предстояло ехать по неизвестной дороге ночевать километров за 25 от города. Таньке к тому же вступило, что надо срочно затариться сувенирами, и мы стали проталкиваться через толпу туристов на главную площадь, где торгуют разными дурацкими поделками. (И вовсе не дурацкими! Сувениры в Зальцбурге – красивые вещи ручной работы по старинным технологиям – вышитые полотенца, керамика со старинным или современным рисунком… стоит недешево, но всегда можно договориться о скидке, даже не зная языка! Ширпотреб, который в качестве сувениров продается в Вене, просто в подметки не годится зальцбургским вещам! – Жена).

Черт возьми, первое здание, в которое мы уперлись в старом городе, был естественный факультет Зальцбургского университета, а я совсем забыл, что именно там работал профессор Чигак, который когда-то прислал мне в подарок толстенный том по морским ежам. Надо было хоть спросить о нем – жив ли?

Вообще, в этот вечер мы мало что успели посмотреть, в частности и потому, что многие злачные места вроде соборов уже позакрывались, а в 6 вечера мы решили, что пора нам искать свой ночлег, потому что двигать надо в малоизвестном направлении и, вроде бы, в горы. Запутавшись всего один раз, мы смогли выбраться на шоссе, выводящее из города в нужную нам сторону, и попали на изрядный серпантин, который забирался все выше и выше. Рядом с дорогой мелькали почти непрерывные городки и деревеньки, но никаких указателей на нашу цель – Файстенау – не наблюдалось. Все-таки поворот я не пропустил, и мы свернули на уходящую в горную долину дорожку. Несколько километров, и мы увидели, наконец, указатель, и, не успев испугаться, как же здесь искать наш пансион «Вальд», увидели его самого прямо на дороге.

Симпатичный домик с гостеприимной стоянкой под навесом, куда мы и закатились. Удивительное дело – к нам вышла женщина с очень добрым лицом, весь ее вид показывал, что именно нас она и ждала, очень рада нас видеть, и никакие документы ей не нужны. Так она их и не спросила…

Комната оказалась очень уютной, со всеми необходимыми удобствами, а также кое-чем сверх того. Она производила впечатление именно жилой комнаты, а не номера в гостиничке, где только и надо – что переночевать. Даже жалко стало, что в этом симпатичном месте мы проведем так мало времени. Правда, в пансионе подают только завтрак, но Анита (совладелица и жена владельца «Вальда») объяснила, что в паре километров отсюда есть корчма, где можно неплохо подкормиться. (Мы были голодные, как собаки, потому что тратить время на еду в Зальцбурге было жалко. Так что обошлись одним штруделем на двоих в забегаловке). Прыгнули в машину и, действительно, через несколько минут оказались в собственно деревушке Файстенау, но там, по обыкновению, сами себе усложнили задачу, потому что проскочили корчму и проехали до еще какой-то (очень похожей на нашу) гостиницы. Там нам очень вежливо объяснили нашу ошибку, вывели на дорогу и пальцем ткнули, куда нам двигаться.

Пункт общепита, оформленный в фольклорном стиле, при всем том предназначен для местных, которым лень себе готовить или которые хотят что-то отпраздновать. Здесь принято со всеми здороваться и желать приятного аппетита, обслуживают с улыбкой, а шницели, гуляши и колбаски – еще больше, чем в Вене.

После всего этого спалось в пансионе «Вальд» нам – без задних ног. А наутро мы, наконец, смогли осмотреться по сторонам, и Танька поняла, что – это то самое место, в которое она стремилась всю жизнь. Я ее понимаю – горная долина, окруженная лесистыми горами со снеговыми верхушками (да еще во дворе пансиона – нестаявший сугроб), покой и красота… С глубоким сожалением мы стали собираться – как здесь ни здорово, а обязанности по осмотру Зальцбурга с нас никто не снимал…

На правах рекламы – удивительно приятное воспоминание осталось от этого нашего ночлега, весьма рекомендуем – если кто из читающих окажется в тех краях…

Обратную дорогу до Зальцбурга одолели уже быстро – как местные жители, закатились в знакомую стоянку в горе (хозяйка гостиницы любезно подарила нам скидочную карточку) – она по-моему, исковыряна всякими тоннелями и пещерами, как сыр, – и начали осмотр с того, что на фуникулере отправились в крепость.

Крепость строена местным епископом, большим жизнелюбом и затейником – несмотря на свой сан, товарищ имел официальную любовницу, от которой завелось немало детей. Будучи наместником бога на земле, он весьма напрягал местное купечество поборами на всякие строительства, да еще и пошутить любил – усаживал гостей на гулянках под шутихи – фонтаны, которые их поливали, а вставать из-за столов не дозволялось, пока не встанет сам. А он, понятно, не спешил… В конце концов, достал он таки свою паству, стукнули на него куда надо, и получил он изоляцию со строгим режимом…

Однако ж, понаделанное им осталось в веках, что мы с удовольствием и интересом и наблюдали. Сейчас в крепости – разные выставки, в том числе марионеток, и музей с интересной экспозицией, один зал – опять весь в золоте. Бродили мы по нему долго, лестницы забирают все вверх и вверх, и на каждом этаже есть что-нибудь интересное: презабавные предметы быта, в том числе раннесредневековая кровать, совершенно шикарный зал оружия, где стрелы, дротики и копья искусно подвешены на ниточках, и со стороны кажется, что они тучей летят во врага...

А еще мы там со стены крепости, углядели картинку внизу, как нам показалось совершенно в стиле снятого Тарковским «Соляриса» - зеленое поле и домик посреди… Потом мы ссыпались на фуникулере вниз, где оказались разом в музее хлеба и огромном магазине янтаря, из которого Танька выбралась нескоро. Оказавшись на торговой площади, мы попытались решить разом две проблемы: поесть и найти потерянное. Дело в том, что, когда мы в Файстенау стали расслабляться после трудового дня,  Танька обнаружила, что купленные ею в подарок матерям тряпочки – полотенца какие-то или салфетки – пропали! Мучительно соображала, где же она могла их засеять, но ничего, кроме того, что, расплатившись, просто забыла забрать их у торговки, не придумала.

Мы остановились рядом киосками, в которых Танька вчера затаривалась, и у нее начались борения духа – спросить у тетки про забытую покупку или не спросить? Проблема была не только нравственная, но и лингвистическая: мы по-немецки – практически ни слова, кроме военного лексикона, ругательств из «Похождений Швейка» и слов Seeigeln, Entwicklungsmechanik, которые как-то к случаю не годились. В конце концов, Танька на своем биолого-химическом английском изложила тетке суть проблемы, а та всплеснула руками, что-то залопотала соседке – видно просила присмотреть за товаром – и поволокла Таньку куда-то с площади. Все оказалось сложнее, чем мы думали – Танька не забыла забрать у нее покупку, мы ее оставили в забегаловке на соседней улочке, куда зашли слопать штрудель с кофе. Вот каким образом тетке с площади оказалось известно, что ее продукция забыта в кафе – загадка!

Танька получила свои ценные подарочки, и у нее сразу исправилось настроение. Мы еще успели обегать все площади старого Зальцбурга, обойти соборы и потолкаться  по улочкам, на которых через дом висели таблички, что «здесь родился Моцарт» или играл Шуберт, купить новую порцию подарков, перед которыми невозможно было устоять, и двинули к стоянке, чтобы успеть засветло в Вену, тем более, что у меня была надежда успеть завернуть в Линц.

Дорога в сторону Вены прошла без приключений, мы еще остановились у красивого озера заправиться и перекусить.

В Линц попали без проблем, хотя в самом городе совершенно не ориентировались. Вот здесь выручили «городские вертикали» - Новый Домский собор мы разглядели издалека. Это – та самая церква, которую укоротили, чтобы она не переросла венский Штефансдом. Строгая высокая готика, очень стильная, и только авангардные витражи выдают совсем недавнее происхождение. Мне, во всяком случае, понравилось.

Нашли и старый Домский, погуляли по центральной площади, попробовали зайти в кондитерскую, но опоздали – день был субботний, и все линцкие забегаловки закрывались на глазах одна за другой. Я только через стекло успел разглядеть легендарные линцкие трубочки с кремом, из-за которых были такие проблемы у кадета Биглера, но попробовать их уже не успел. Может, и к лучшему!

В Вену на свою Геблергассе мы добрались уже затемно, и, надо отдать Таньке должное, на этот раз она роль лоцмана сыграла безупречно. Мы подкатили к отелю, но места для парковки найти не удавалось. Кое-как я воткнул тачку между въездами в подземные гаражи. Надо было выпросить в рецепции карточку на въезд в гараж, но сильно притомился, да и обычный российский «авось» пересилил – подумаешь, нам завтра рано утром на аэродром…

И был наказан… Утром машины на месте не оказалось. Мы как-то даже не очень и испугались угона, тем более, что через минуту рецепционист подтвердил, что тачку эвакуировали за неправильную парковку. Еще через две минуты подкатило вызванное им такси, чтобы отвезти нас на штрафстоянку.

Едем мы едем, поливая себя за расейское разгильдяйство, и видим один за другим указатели на аэропорт Швехат. Мы даже испугались, что шофер неправильно понял, куда нас везти, спросили, но оказалось, что это – в том же направлении. В итоге мы оказались у цели всего в 8 километрах от аэродрома. Машина европейской бюрократии работает вежливо, но жестко – нам улыбнулись и охранник стоянки, и тетенька, которая взымает штрафы, но несмотря на жалкие улыбки, содрали 199 евро штрафа, еще раз улыбнулись и помахали на дорожку, с чем мы и расстались.

От нервов и спешки я еще успел на развязке уехать не в ту сторону, и оказалось, что вместо считанных километров до Швехата, мы едем в центр Вены. Попытки развернуться и выкрутиться привели только к тому, что мы окончательно потеряли ориентировку и затормозили у какого-то моста через Дунай. Хорошо, кстати, что ошиблись, иначе мы бы этой знаменитой речки так и не увидели… С великими трудами,  пару раз нарушив правила, удалось вывернуть на нужную сторону и двинуть «в последний путь» по дорогам Австрии. Хорошо, что у нас был запас времени, и мы успели сдать машину за минуту до окончания срока.

Погуляли!